05.08
Погода начинает радовать уже с утра. На небе виднеются синие просветы, облачность потихоньку уходит
Глянув на состояние нашего бака и запас хода в 85км, решили вернуться в Ондалснес, для заправки, чтобы не встать где-нибудь на серпантине и заодно помыться на заправке.
Но не тут то было, Иван выяснил на личном опыте, что помыться бесплатно можно только холодной водой. Для того чтобы пошла горячая вода – надо кинуть монетку (обычно 10-20 NOK). На заправке нам не смогли деньги с карты обменять на монеты. Поэтому по пути к тропе троллей опять заехали в наш кемпинг, где ночевали и там уже за 20 NOK приняли душ. Кстати, в этом кемпинге есть бесплатный не запароленный Wi-Fi.
Вообще в кемпингах Норвегии все услуги платные. Хочешь встать с палаткой или автомобилем – плати 120-180 NOK, хочешь принять душ – плати 10-30 NOK, хочешь поюзать Wi-Fi – плати… Все строится на таком подходе. Сэкономить иногда можно, если администрация не заметит вашу палатку или ей будет лень идти к Вам за сбором дани (чем мы иногда(читай: почти всегда) и пользовались).
Приняв душ и наполнив бутылки с водой – начали свой подъем по лестнице троллей.
Погода почти разгулялась, лестницу видно заметно лучше, чем вчера
Итак, что же это за такая лестница.
Из Википедии: Ле?стница тро?ллей (норв. Trollstigen, в русских источниках также распространено название Дорога троллей [Слово stigen переводится с норвежского, как «лестница», поэтому правильный перевод названия — именно «Лестница троллей»; однако вариант «Дорога троллей» встречается в путеводителях чаще.]) — одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).
Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Andalsnes) в коммуне Рёума (норв. Rauma) и Валлдал (норв. Valldal) в коммуне Нордаль (норв. Norddal) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen).
Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.
В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.
Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.
На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на впетляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.
История строительства:
В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса [(норв. Veblungsnes) поселок в коммуне Рёума у впадения реки Рёума (река) (норв. Rauma) в Румсдальс-фьорд (447 житель на 2001 год.)] до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Ovstestol) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.
Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей».
Добравшись до верха, оставили автомобиль на парковке и пошли на смотровую.
Вот она, эта лестница, (вид со смотровой площадки):
Следующая наша цель на сегодня – это Гейрангер-фьорд (норв. Geirangerfjorden) — фьорд в регионе Суннмёре, расположенный в самой южной части фюльке Мёре-ог-Ромсдал в Норвегии. Одно из ответвлений Стур-фьорда. Находится примерно в 200 километрах к северо-востоку от Бергена и в 280 километрах к северо-западу от Осло. Фьорд простирается на 15 километров и представляет собой ответвление Сторфьорда. В июле 2005 года был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По пути до Гейрангер-фьорда периодически останавливались, для фотографирования различных пейзажей.
При одной из таких остановок наткнулись на предупреждение, что в воде содержится некий паразит, Gyrodactylus salaris. Судя по надписям и картинкам – зверь опасный, запрещено переносить лодки из водоема в водоем, перемещаться в обуви без дезинфекции, требуют дезинфицировать одежду, дабы не распростронять данного паразита. Ну что это за жесть, а мы пили воду из горных рек, мыли там посуду… Полюбому эта тварь теперь в нас… Погрустили часок-другой, да и забили… Уже ничего не поделать, по прилету в Москву надо идти к врачу. Теперь решено набирать воду для готовки только из кранов, а пить – покупную.
Нас ждала еще одна паромная переправа. Как и в прошлый раз, мы подъехали, когда паром стоял у берега и загружался.
Заплатили, заехали, поплыли. На борту встретили Теслу, рассмотрели ее пристальным взглядом. Хозяин сказал, что в Норвегии такой автомобиль стоит 70000 евро.
Доехали до Гейрангер-фьорда (ТОЧКА L на карте) Координаты (N62°07’33.9″ E07°10’00.5″) примерно к 18:00. По нему как раз шел круизный лайнер, который нам и удалось запечатлеть, когда он «гудит» — по всему фьорду разносится прикольное громкое эхо:
Тесла мобиль стоит на зарядке:
Очень часть на дорогах встречаются автомобили с зелеными номерными знаками. Они устанавливаются на автомобили, облагаемые пониженным налогом. Число мест в таких автомобилях должно быть не больше двух. Т.е., такие номера ставятся на курьерские авто, грузопассажирские пикапы и фургоны, а также на обычные авто без задних сидений. (Зелёные номера у машин, в которых отсутствуют задние сидения для пассажиров, если вы купите джип с двумя передними сидениями у вас будет зелёный номер в Норвегии.)
Также есть чёрные номера для ТС, не облагаемых налогом, но таким ТС запрещён выезд на дороги общего пользования. К таким ТС относится спецтехника (например, тракторы, работающие на лесозаготовке).
У современных норвежских номеров стандарта 1971 года сложная кодификация по буквенным сериям; каждому городу выделен диапазон чередующихся серий. Например, городу Осло выделены серии от DA до FB.
У всех электромобилей в начале номера присутствует EL.
В Европе стремительно стали развиваться электрокары. Повсеместно есть розетки для их подзарядки, а запаса хода у той же Тесла – 300-400км.
После просмотра фьорда, решили по пути заскочить в сторону Гротли, чтобы посмотреть на 2 водопадика: Videfossen и Ovstefossen.
Водопады оказались ни о чем… Второй мы даже и не нашли 😀
Videfossen (на гугл картах он почему то отмечен, как Buldrefossen) (ТОЧКА M на карте) Координаты (N61°56’27.1″ E07°16’18.3″):
Зато, свернув к ним, оказались на прикольной грунтовой однополосной дороге, тянущейся сквозь долину, заваленную камнями. Название дороги Gamle Strynefjellsvegen (Старая Стрюнская Дорога) (ТОЧКА N на карте) Координаты (N61°58’13.5″ E07°23’20.6″), сооруженная в 1894 году, имеет протяженность 27 км и в настоящее время является национальной туристической дорогой. Это самый короткий путь из Нурфьорда (Nordfjorden) к деревушке Гротли (Grotli), пролегающий на высоте более 1000 метров. Поездка по нему гарантирует незабываемые впечатления.
Судя по навителу, который пытался нас всячески развернуть, выезд на асфальт должен быть… Но у нас не было такой уверенности до самого последнего момента… Ни одной машины в округе, на на встречу, ни за нами, лишь пару одиноких домов на колесах вставших на ночлег. Начинало темнеть, а конца дороги так и не было видно…
Ужа начало казаться, что мы никогда не доедем до асфальта, или что дорога закончится тупиком… Но все обошлось, мы вырулили на асфальт и поехали искать место для ночлега.
Нашли кемпинг (Donfoss camping), на территории имеется бассейн, но он оказался битком заполнен и мест для палаток ограниченное количество, поэтому поехали дальше…
Через метров 500 был тихий уютненький пустой кемпинг с газоном, куда и встали (ТОЧКА O на карте) Координаты (N61°54’52.0″ E08°5’35.0″), как только приготовили поесть, угадайде что произошло??? Правильно, пошел дождь… Забурились в палатку, чтобы не мокнуть.