24.07.2019. День пятый.
Нам сегодня надо покинуть полуостров Средний и полуостров Рыбачий, вернуть машину в прокатную контору и взять другую, не такую прожорливую и более управляемую, для этого встали пораньше в 6:20.
Совсем забыл про Хрюна, он проездил с нами весь маршрут по полуострову Средний и полуострову Рыбачий.
Пока готовили завтрак увидели в воде большое животное, похожее на дельфина или косатку. Это раз!
Жалко, что квадрокоптер был высажен в ноль и я не смог подлететь, чтобы сверху изучить, кто это плавает.
Как только сели есть к нам пришел гость. Лисица. Это два!
Налили ей молока в миску на берегу. Его она оставила на потом и прибежала к нам просить еще какого-либо лакомства.
Сначала она улеглась и стала наблюдать за нами.
Угостили несколькими кусками колбасы. Первый она слопала, а второй закопала рядом под камнем на будущее и отправилась все это дело запивать молоком, заранее оставленным ей на берегу. Хитрый зверь. 🙂
Принюхивается к нашему завтраку.
Пока ехали по полуострову Средний от Двух Братьев — чуть не перевернули нашу машину. В одном месте, где дорога проходит под наклоном по руслу почти пересохшей реки, начали съезжать в это русло под слишком острым углом. В итоге так и тормознули с вывернутыми колесами на грани переворота в левую сторону, думая, что делать: эвакуироваться из машины или предпринимать что-то еще. В итоге Диман открыл пассажирскую дверь и максимально далеко вывесился из авто, как противовес, а я в это время кое-как аккуратно по сантиметру съехал в это русло. Сдать немного назад было без вариантов из-за неработающего ручника и сцепления, которое днем с огнем не поймаешь. Пока пытались бы тронуться — скатились бы вниз на бок в овражек, поросший кустами.
У подножия хребта Муста-Тунтури стоит одноименный поселок, как я уже писал когда-то ранее, в нем находится Музей Обороны полуострова Средний и полуострова Рыбачий, который поддерживается человеком по имени Юрий Александрович Кобяков. Этот музей посвящен воинской славе наших соотечественников.
Вид сверху:
Чем же известен хребет «Муста-Тунтури»?
Муста-Тунтури переводится с саамского, как «черная гора». Рубеж Кутовая-Ивари на хребте Муста-Тунтури стал широкоизвестен во время войны, где советские солдаты в первые дни войны (29 июня 1941 года) вступили в бой с превосходящими силами фашистов, остановили их наступление и держали оборону 1200 суток после этого.
Естественно, мы заехали посмотреть. Нас встретил хранитель музея и экскурсовод Юрий Александрович со своей семьей, живущие тут в бытовках. Он рассказал про ожесточенные бои, происходящие тут на протяжении 1200 дней и ночей. Подсказал как подняться на хребет, чтобы посмотреть в каких условиях приходилось вести бой. Огневые позиции находились буквально в 30-50 метрах, а враги видели и знали друг друга в лицо.
Со стороны русской армии толком практически отсутствовали какие-либо оборонительные позиции, были лишь какие-то укрытия, собранные из камней и палок. С вражеской же стороны были полноценные ростовые окопы. Но фашистские солдаты даже и не представляли, что им придется тут задержаться до зимы… на три зимы… Поэтому они даже притащили какую-то буровую установку и сделали несколько тоннелей с помещениями в горе для комфортной зимовки. Огромное количество бойцов с каждой стороны замерзло на этом рубеже.
Оборонительные позиции со стороны русской армии.
Повсюду валяются гильзы, горы стрелянных гильз и осколки от минометных мин.
Хребет Муста-Тунтури открывает красивые виды.
Заприметили оленя вдалеке. На сегодня это три!
Такое количество гильз я не видел никогда в одном месте.
Так как мы опаздывали, прогулка по хребту Муста-Тунтури заняла примерно 1.5 часа, и мы выдвинулись дальше в путь.
Памятник защитникам 23 укрепрайона 14А, с 30.07.1942 переименованный в Оборонительный район СФ:
Крышечка с немецкими надписями.
В 16:10 мы выехали на асфальт, а через 10 минут мы уже стояли на горке на обочине с заглушенным двигателем, так как у нас кончился бензин. Да, вот еще тогда, в первый день, когда мы купили две пятилитровые баклажки для топлива – я сказал Диману, что надо было брать их не две, а четыре. Позвонили в прокатную контору, для консультации. Нам посоветовали заправиться!!! Генерал Ясен Пень позавидовал бы такому очевидному ответу. До АЗС примерно 100км, как, собственно говоря, и до Мурманска. И итоге решили проверить, сколько горючего у нас в резервном баке. Выяснилось, что автоматическая вакуумная система перекачала не все топливо и мы успешно слили 11 литров путем отсасывания через шланг.
Дальше происходила самая экономная в мире езда, чтобы хоть как-то поближе дотянуть до заправки, с чем мы успешно и справились. Остановились на первой же no name заправке, где топливо стоило на пару рублей дешевле, чем в сетевых АЗС. Залились 92м бензином, по уверениям кассира – качество топлива СУПЕР, но я никогда ранее в своей жизни не нюхал такой вонючий что 92й бензин. По запаху это была какая-то смесь масла, соляры и мочи, в совокупности с присадками. Но наша «буханка» поехала и на этом горючем, конечно, чуть хуже и менее тяговито, но тем не менее уже в 19:20 в нашем распоряжении была ушатанная шевроле Нива, на которую мы обменяли УАЗ.
Приятным бонусом в этой машине оказалась канистра с 10 литрами топлива, оставшаяся после прошлых арендаторов. В «буханку» на заправке мы залили 40 литров, еще 10л налили в канистру, которую так же забрали с собой.
Итого мы проехали 429км за всю поездку, потратили примерно 110-123л бензина. Выходит, что расход на 100 км у нас получился 25.5-28.5 литров на 100 км. Обалдеть можно…
Сегодня сняли на букинге апартаменты. Теплый душ и мягкая кровать – все, что необходимо после палатки.
Проехали и прошли сегодня в сумме 176,71 км со средней скоростью 15,49км/ч. Максимально разогнали наш УАЗ до 84,89км/ч. Средняя скорость движения составила 20,32км/ч.
Апартаменты на букинге называются: Хостел «Каюта Моряка».
Спать легли в 01:10, потому что долго искали, где бы нам поесть. В итоге свой выбор остановили на места под названием «Пивной забой». Пиво никакое, а вот жареная картошечка с мясом пришлась как нельзя кстати.